С именем Аллаха Благого Милостивого

Масло (часть 2-я)

Перейти к к первой части.

Транспортировка нефти по морю

Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры (сверхкрупные океанские танкеры, водоизмещением от 320 000 метрических тонн которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод).

Периодически, в периоды снижения спроса на международные перевозки нефти, супертанкеры используются как гигантские плавучие хранилища нефти.

Первичная переработка нефти

Предварительно производится обезвоживание и обессоливание нефти на специальных установках для выделения солей и других примесей, вызывающих коррозию аппаратуры и снижающих качество продуктов переработки. После чего в нефти остаётся не более 3—4 мг/л солей и около 0,1 % воды. Затем нефть поступает на перегонку.

Поскольку жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения, то на этом свойстве производят перегонку нефти для выделения при различной температуре различные фракции нефти. На первых нефтеперерабатывающих заводах нефть перегоняли на следующие фракции: бензин (он выкипает при температурах до 180°С), реактивное топливо (оно выкипает при температурах до 240 °С) и дизельное топливо (оно выкипает при температурах до 350 °С). Остаётся от перегонки нефти мазут.

Перегонка нефти - это разделение нефти на составные части (фракции) по их температурам кипения в целях получения товарных нефтепродуктов или их компонентов. Перегонка нефти - это начальный процесс переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах, основанный на том, что при нагреве нефти образуется паровая фаза, отличающаяся по составу от жидкости. Фракции, получаемые в результате перегонки нефти, обычно представляют собой смеси углеводородов. С помощью методов многократной перегонки нефтяных фракций удаётся выделить некоторые индивидуальные углеводороды.

Перегонка нефти осуществляется методами однократного испарения (равновесная дистилляция) или постепенного испарения (простая перегонка, или фракционная дистилляция); с ректификацией и без неё; в присутствии перегретого водяного пара - испаряющего агента; при атмосферном давлении и под вакуумом. При равновесной дистилляции разделение нефти на фракции происходит менее четко по сравнению с простой перегонкой. Однако в первом случае при одной и той же температуре нагрева в парообразное состояние переходит большая часть нефти.

Из нефтяных фракций, выкипающих до 360 °С, получаются различные виды топлив (бензины, топлива для реактивных и дизельных двигателей), сырьё для нефтехимического синтеза (бензол, этилбензол, ксилолы, этилен, пропилен, бутадиен), растворители и др.

Далее происходит вторичная перегонка полученных продуктов. Обычно это крекинг.

Вторичная переработка нефти

Вторичная переработка нефти происходит путём термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов таких как бензола, толуола и др. Одна из самых распространенных технологий вторичной переработки нефти - это крекинг (от англ. cracking , что значит расщепление).

Крекинг - это высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы — моторных топлив, смазочных масел и т. п., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности. Крекинг протекает с разрывом связей С—С и образованием свободных радикалов или карбанионов. Одновременно с разрывом связей С—С происходит дегидрирование, изомеризация, полимеризация и конденсация как промежуточных, так и исходных веществ. В результате последних двух процессов образуются т. н. крекинг-остаток (фракция с температурой кипения более 350 °C) и нефтяной кокс.

Метод крекинга был запатентован В. Г. Шуховым и С. Гавриловым (1891). Их научные и инженерные решения были повторены У. Бартоном при сооружении первой в мире промышленной установки (США, 1915-18).

Крекинг проводят нагреванием нефтяного сырья или одновременным воздействием на него высокой температуры и катализаторов.

Посредством крекинга удаётся выделять более полезные составляющие из мазута.

Нефтепроводы

Нефтепровод - это комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный транспорт. В состав нефтепровода входят подземные и подводные трубопроводы, линейная арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.

По магистральным нефтепроводам нефть и нефтепродукты транспортируются на значительные расстояния, нередко до 2000 км и более. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты: катодную защиту, электрополяризованные протекторы, электродренаж. По всей длине нефтепровода устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекачечных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных нефтепроводов окупается в относительно короткие сроки (обычно 2 года).

Развитие нефтепроводного транспорта в СССР связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии Татарстане и на Поволжье. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. т. Максимальный диаметр составлял 300 мм.

Общая протяжённость нефтепроводов в СССР на 1 июня 1973 составляло 42,9 тыс. км. Характерная особенность развития нефтепроводного транспорта в СССР - это увеличение удельного веса нефтепроводов большого диаметра.

Попутные газы

Нефтяные газы - это смесь газообразных углеводородов, растворенных в добываемой нефти. Нефтяные или попутные газы выделяются в процессе добычи и перегонки. Нефтяные газы состоят в основном из пропана и изомеров бутана. К нефтяным газам также относят газы крекинга нефти, состоящие из предельных и непредельных (этилена, ацетилена) углеводородов. Нефтяные газы применяют как топливо и для получения различных химических веществ. Из нефтяных газов путем химической переработки получают пропилен, бутилены, бутадиен и др., которые используют в производстве пластмасс и каучуков.

На северо-востоке Евразии до сих пор значительная часть попутного нефтяного газа в связи со сложностями по его сбору и утилизации сжигается в факелах прямо на месторождениях. Попутный нефтяной газ - это ценное сырье, что знают все нефтяники. Сжигают газ те компании, которые не могут эффективно его использовать.

Природный газ, который поступает из нефтяных скважин может находиться в горных породах независимо от нефти (свободный газ), или может присутствовать в сжиженном виде в сырой нефти. Сырой природный газ содержит также водяные пары, сероводород (H2S), углекислый газ, азот и др. Нефтяной попутный газ, содержащий эти примеси, сложно транспортировать и также трудно использовать без дополнительной очистки после его получения в процессе добычи нефти. В настоящий момент газ, в большинстве случаев, сжигается на факелах, осложняя и без того непростую экологическую обстановку в районах промыслов. Использование попутного нефтяного газа в газопоршневых электростанциях (ГПЭС) широко применяется всеми ведущими мировыми компаниями. Постепенно этот опыт внедряется и в на северо-востоке Евразии.

Электростанции на попутном газе позволяют использовать этот ценный продукт, а не сжигать его, но об этом ещё мало кто думает.

Масло в двигателях

Масла в двигателях используются и как горючее топливо, и как смазка, предотвращающая преждевременный износ двигателя.

История применения масел в моторах

Век назад и даже уже больше чем век на Волге использовались нефтяные двигатели на речных судах. Эти двигатели сильно дымили.

Постепенно всё больше стали так сказать расслаивать нефть на группых близких по свойствам масел, которые имеют специфические названия типа бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, битум, так же попутно выделяется газ.

Такие двигатели предназначенные для более узких похожих групп масел, каждый двигатель для своей группы, уже меньше дымили и были более эффективны и дольше служили без ремонта.

Масла как смазка

Нефтяные масла стали использоваться как смазка движущихся трущихся друг о друга частей двигателя для уменьшения износа двигателей, а так же для защиты от коррозии неподвижных элементов двигателей находящихся в соприкосновении в воздухом окружающей среды, который содержит влагу.

Растительные масла для смазки в двигателях обычно не применяют, но и могут применять как горючее топливо для двигателей.

Прогрев двигателя

Вначале прогреваем двигатель прежде чем ехать, то есть прежде чем давать полную нагрузку на мотор.

Нужно ли прогревать мотор

Прогрев двигателя необходим. Масло в машине должно пробежать по кругу, по всем деталям и подогреться. При этом действуя таким способом мы предотвращающаем преждевременный износ двигателя, который будет происходить если всегда в мороз пытаться сразу ехать не прогревая двигатель автомобиля.

Даже у стоявшего в мороз самолёта или вертолёта, необходимо вначале прогревать мотор или моторы, прежде чем лететь или отправляться в полёт.

Сколько и как прогревать двигатель или мотор

Это зависит от погоды и технического устройства и состояния двигателя или мотора.

Время прогрева двигателя или мотора сильно зависит от погоды, точнее от температуры окружающего воздуха в котором находился автомобиль. Если у вас отапливаемый гараж, то не так важно что на улице минус сорок, хотя и это надо учитывать. Минута прогрева двигателя в сильный мороз почти ничего не даёт. Если двигатель не прогреть до хорошей температуры, то первые несколько минут плохо будет ехать автомобиль, а самолёт может вообще не взлететь или упасть, и это будет не просто заметно, а явно и очевидно.

У многих машин двигатель на ходу она быстрей прогревается, но при этом не надо давать газ, а ехать медленно на подсосе. Как с этим у самолётов не знаю. Хотя я и учился в институте авиационного приборостроения. Лучше спросить у опытного лётчика-инструктора специализирующегося на самолётах вашей модели. При вертолёты можно сказать тоже самое - вначале научись, узнай, а потом летай.

Если двигатель машины со впрыском, тогда, говорят сел и поехал сразу, но я не проверял. А карбюраторная машина с непрогретым двигателем просто не сможет ехать.

Время прогрева двигателя для разных двигателей и моторов разных автомобилей, самолётов, вертолётов и других аппаратов очень индивидуально, нужно смотреть на инструкцию сначала, а дальше уже на практике сориентироваться.

Если вы будете всегда прогревать двигатель или моторы вашего автомобиля или самолёта или вертолёта до рабочей температуры, то скорее всего вы прилично увеличите срок их жизни и позаботитесь о своей и чужих жизнях.

Приятных вам полётов и поездок с прогретым до нормальной температуры двигателем или моторами.

Конец второй части. Читать дальше.

См. также: Ислам: убеждения и предписания, история.

И вся хвала и слава Аллаху Господу миров! Ему Всевышнему принадлежат прекраснейшие имена.

© 2009-2016, 2018 sofiaexpress.ru